Прокладка труб проколом
Прокладка трубопроводов методом прокола
Прокол – это метод бестраншейной прокладки труб, при котором скважина образуется с помощью вытеснения и уплотнения грунта самой прокладываемой трубой. Грунт при этом не разрабатывается.
Существует два вида проколов: механический прокол и так называемый вибропрокол. Оба вида прокола происходят под давлением. Только при механическом проколе труба вдавливается в грунт под давлением, а при вибропроколе к давлению добавляется вибрирующий наконечник на прокладываемой трубе.
Механический прокол эффективен в таких типах грунта, как глина и суглинок. Таким способом выполняется закрытая прокладка трубопровода диаметром труб до 400-500мм, протяженностью до 75-100 м за одну ходку.
На трубу, которая затягивается в скважину, одевают наконечник для создания скважины и уплотнения грунта. Наконечник в диаметре больше основной трубы на 20-30 мм. Это делается для того, чтобы труба свободно заходила в скважину.
Некоторые проекты выполняются с помощью труб и без наконечника. В этом случае роль наконечника выполняет сама труба. В процессе выполнения работ в нее забивается земля так, что ее конец становится твердым и способным сделать скважину.
Вибропрокол эффективен в таких типах грунта, как песок и плавучие грунты. В таком типе грунта механический проколом очень сложно сделать устойчивую скважину. Так в чем же отличие вибропрокола? При использовании этого метода к трубе или ее наконечнику крепят электрических или пневматические вибраторы. Их задача состоит в том, чтобы сообщить слою грунта, который вплотную прилегает к поверхности трубы определенные колебания, чтобы уменьшить трение между частичками грунта между собой и между грунтом и прокладываемой трубой.
Преимущества прокладки труб методом прокола
Из преимуществ данного метода можно выделить простоту в эксплуатации, несложный монтаж и демонтаж конструкции, достаточно высокую скорость выполнения работ, безопасность выполнения работ. Прокол не требует большого количества трудозатрат и допускает прокладку изолированных трубопроводов. Кроме того, удалять грунт не нужно. Также, как и не нужно его разрабатывать. Из недостатков отметим возможную деформацию дорожного полотна, а также ограничение в диаметре прокладываемых труб (только трубы небольшого диаметра).