ГНБ на современном рынке: проблемы и возможности
История внедрения технологии ГНБ на российском рынке прошла трудный путь от полного отсутствия базы знаний, техники и технологий, квалифицированных специалистов до стремительного развития новой подотрасли в строительстве. Далеко не всегда этот путь был гладким и ровным, скорее наоборот: принятие чего-то нового и непонятного вызывает массу вопросов, а для того, чтобы убедить специалистов в эффективности метода требуется немало сил и доказательств на практике.
На сегодняшний момент в Москве и Московской области работают сотни машин ГНБ, по России счет ведется на тысячи. Востребованность специалистов породила спрос на специалистов ГНБ, умеющих обращаться с техникой и выполнять сложные проекты.
Отсюда и первая особенность современного состояния рынка ГНБ услуг. Если раньше приходилось убеждать Заказчика в том, что ГНБ – самая безопасная технология для прокладки коммуникаций, то сегодня считаем нужным непременно добавить, что работы действительно безопасны при условии ведения проекта грамотными специалистами.
С моментом безопасности связаны и ужесточающиеся требования к ГНБ, например, со стороны руководства железных дорог. Еще 15 лет назад было достаточно просто получить разрешение на проведение ГНБ работ под железной дорогой, то сегодня требуются специальные охранные мероприятия, соблюдение технических требований. И это вполне оправдано.
Вторая особенность современного рынка – забота об окружающей среде. Тысячи тонн отходов – буровых бентонитовых смесей в месяц нуждаются в утилизации. Как вариант решения проблемы: переработка использованного бурового раствора и его дальнейшее использование. Для этого потребуется железобетонный накопитель и емкость для очищенного бентонита. Бывает, что одновременно разместить на объекте буровую и смесительную установки не представляется возможным из-за ограничения свободного пространства. Тогда отходы вывозят на специальную площадку для переработки и возвращают обратно. Перерабатывая отходы таким способом можно экономить бентонит (используя его повторно) и сокращать затраты на вывоз мусора на свалку.
Особенность третья, ценообразование. Цена на ГНБ услуги не может быть слишком низкой. Компании учитывают расходы на перевозку техники, оплату труда рабочей бригады, бензин, расходные материалы. Но между тем, искусственное завышение цен приводит к тому, что от использования технологии ГНБ отказываются.
Высокая цена буквально вынуждает вести строительство традиционным открытым способом со всеми вытекающими отсюда последствиями: вскрытием грунта, перекрытием движения и т.п. Отсюда вывод, что только разумное ценообразование сможет спасти технологию и приведет к ее развитию. В противном случае ГНБ технологии перестанут быть востребованными, а их развитие зайдет в тупик.